Негабаритный груз (крупногабаритный/тяжеловесный) – это груз, вес и геометрические параметры которого превышают допустимые габариты при грузоперевозке, установленные правилами дорожного движения. Распространённым определением считается, если длина негабарита превышает 20 метров, высота – 4 метра, ширина – 2,55 метра, а масса – 38 тонн и более.
В широком смысле, это груз, на который налагают ограничения само транспортное средство, пропускная способность и ограниченность транспортной сети, а также правила безопасности: размеры и грузоподъёмность мостов, размеры тоннелей, наличие железнодорожных переездов по пути следования и т.д.
Негабаритный груз бывает следующих видов:
1. Крупногабаритный – груз, который при погрузке в транспортное средство превышает минимум один предельный габаритный параметр подвижного состава, определённый нормативными документами.
2. Тяжеловесный – груз, который при погрузке в автомобильный транспорт превышает минимум один параметр по разрешённой максимальной массе подвижного состава или осевым нагрузкам, определённым нормативными документами.
3.
Длинномерный – груз, который при погрузке выступает за задний борт транспортного средства на 2 метра и более.
Чаще всего
негабаритные перевозки автотранспортом осуществляются при помощи специальных тягачей, оснащённых
низкорамными платформами (грузоподъёмностью до 20 тонн) и тралами для тяжеловесных грузов и сверхнегабарита (грузоподъёмностью до 120 тонн). Существует множество специальных платформ, трейлеров, полуприцеп типа «гигант» и т.д., что позволяет выбрать средство в зависимости от задачи.
Креплением негабаритного груза занимаются такелажники, они же проводят развесовку – расчёт геометрического центра тяжести, баланса массы и её правильное распределение. Соблюдение правил безопасности, в частности, правил крепления негабарита предупреждает «слёт» груза с платформы, опрокидывание автотранспорта при повороте, вылет из крепления и подмятие кабины.