Деятельность компаний, осуществляющих
транспортное обслуживание юридических лиц, связана с различными рисками, которые могут возникнуть на любом из этапов доставки товара. В связи с этим погрузка и разгрузка товаров производится в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
Экспедитор, осуществляющий сопровождение груза всегда должен быть готов к решению спорных ситуаций, в частности, на этапе разгрузки.
Основные проблемы при выдаче груза
По прибытию товара в пункт назначения могут возникнуть две проблемные ситуации.
- Первая связана с несоответствием имеющегося товара и того, который был указан отправителем. Если транспортные услуги по договору с НДС, предоставляемые отправителю груза в товарно-транспортных документах, имеют одно наименование товара, а, по утверждению получателя, был доставлен другой, то отправитель груза несет полную ответственность за сложившуюся ситуацию.
- Второй проблемой, с которой могут столкнуться стороны, является количественное несоответствие товара тому, который был заявлен в товарной документации. Решение данной проблемы, как правило, начинают с выявления причины недостачи. Грузоперевозчик может заранее защитить свои права, достаточно лишь опечатать отсек после погрузки товара, тогда претензии к нему невозможно предъявить.
Претензии грузоперевозчика к получателю
Получатель груза должен предварительно подготовить территорию, где будет осуществляться разгрузка. Если данное обязательство не было выполнено или по каким-либо другим причинам работы невозможны, компания вправе потребовать оплату времени простоя и отказаться от разгрузки.
Для исключения возникновения непредвиденных ситуаций перевозчику следует заранее согласовать время, когда прибудет груз, а также оперативно информировать получателя о ситуациях в пути, которые могут повлиять на своевременную доставку (например, при попадании в
пробки). Кроме этого, перевозчик должен помнить, что разгрузочные работы возможны исключительно в рабочее время организации-получателя. Если по каким-либо причинам перевозчик задержался в пути и прибыл в конце трудового дня, то разгрузку он сможет осуществить на следующий рабочий день, при этом простой не будет оплачен.
Штрафные санкции для грузоперевозчика и получателя
Штрафные санкции в определенном размере могут накладываться как на отправителя или получателя груза, так и на перевозчика. При несоответствии полученного груза с тем, что указан в сопроводительных документах, отправитель груза попадает под штрафные санкции, именно он обязан возместить убытки как грузополучателю, так и перевозчику, даже в том случае, если оказывались
транспортные услуги по безналу. К получателю груза также могут применяться санкции, если территория не была подготовлена к разгрузке.