Понятие грузооборота достаточно часто встречается в информационных источниках о транспортных системах. Под этим термином подразумеваются объемы груза, которые транспортируются относительного определенного объекта. Объектом может выступать любое предприятие, вид транспортного средства,
перевозка грузов по Москве и области или даже целая страна.
Для измерения грузооборота существует особая единица – тонно-километр, но чаще всего расчеты производятся в общем тоннаже.
Если речь идет об измерении грузооборота в пределах государства или же определенного региона, то используют обе меры. Если расчеты проводятся для конкретного узла или вида транспорта, то используют только тоннаж, без учета расстояния.
Грузооборот позволяет дать реальную оценку межгосударственным взаимоотношениям, а для транспортной сферы эти цифры помогают определить пропускную способность конкретных объектов. При росте грузооборота межгосударственного масштаба можно говорить о развитии торговли и экономики страны. В кризисной ситуации в государстве грузооборот снижается, что вынуждает ряд транспортных компаний предлагать антикризисные решения (
для торговых сетей, предприятий и др.). Когда речь идет о нестабильном грузообороте между регионами, то можно утверждать о несовершенстве работы основной транспортной системы, неэффективной работе предприятий или слабых экономических связях между регионами.
Грузооборот и виды транспорта
Для оценки определенного типа грузообмена, как правило, транспортный грузооборот связывают с конкретной транспортной сферой. Иначе говоря, проводятся расчеты транспортируемого груза по виду транспортного средства.
1. Железнодорожный транспорт.
Этот вид транспорта один из самых недорогих. На его долю приходится 0,8% общего грузооборота в России. Развитие этой сферы обеспечивается прокладкой новых путей. Исходя из данных об общем грузообороте по стране, можно утверждать, что развитие железных дорог приводит к снижению стоимости перевозок общего тоннажа. Сегодня также нужно учитывать, что ж/д полотно может использоваться в смешанных перевозках новых типов, например, в
контрейлерных перевозках.
2. Водный транспорт.
Транспортировать груз по воде достаточно выгодно, но реализовать эту перевозку в каждом регионе невозможно. Например, водные
перевозки Москва позволить себе не может. Организуются такие перевозки между регионами, которые расположены близко к морю или к широкой реке. Еще одна особенность, которая ограничивает транспортировку груза по рекам, – замерзание воды в холодное время года. В результате, несмотря на то, что осуществляются
дешево перевозки, всего 10-15% грузообмена России приходится на речной транспорт в теплый период года. Морской транспорт задействуется чаще всего для перевозок между странами, они составляют порядка 4-7% грузооборота.
3. Трубопровод.
Посредством этого вида транспорта осуществляется передача жидкостей и газов. Для России этот вид транспорта является ведущим в экспорте нефтегазовой продукции.
4. Автомобильный транспорт.
Для этого вида транспорта существует сильная привязка к наличию и качеству дорожного полотна. Применяют автотранспорт чаще всего для локальных транспортировок. При этом доставки выполняются быстро и не требуют проведения дополнительных погрузочно-разгрузочных работ. Автотранспорт представлен разнообразными видами: бортовыми автомобилями, пирамидами, низкорамными тралами,
бензовозами, рефрижераторами и др., которыми можно перевезти практически любые грузы, а мобильность делает автомобили одним из самых востребованных видов транспорта.