«Холодовая цепь» является системой, предназначенной для обеспечения оптимальных температурных условий при хранении и доставке
медикаментов. Компонентами данной системы являются: холодильное оборудование, персонал, прошедший специальное обучение, и механизм контроля соблюдения условий при доставке.
Перевозка медикаментов с температурным режимом должна осуществляться транспортной компанией, которая имеет необходимое оборудование и обученный персонал.
Оборудование, относящееся к активному в «холодовой цепи»
Активным оборудованием в «холодовой цепи» являются авторефрижераторы, рефрижераторные контейнеры при авиаперевозках, рефрижераторные секции ж/д вагонов. Наиболее распространенными являются
автомобильные перевозки медицинских средств, поэтом производители выпускают различные типы оборудования для данных перевозок. Так, рефрижераторы, применяемые в автомобилях, могут отличаться не только мощностью, но и типом питания.
Если планируется
перевозка лекарственных препаратов,
транспортная компания ответственно подходит к выполнению данной задачи. Сотрудники разрабатывают оптимальные маршруты, подбирают упаковку с учетом специфики груза, автомобиль с подходящей холодильной установкой.
Основные проблемы, связанные с применением активного оборудования
Одной из проблем, возникающей при применении активного оборудования, является «пилообразный» режим работы устройств и неравномерное охлаждение фургона. Кроме этого, в процессе использования утрачивается герметичность рефрижераторного автомобиля в зоне, где осуществляется погрузка и загрузка.
Чтобы
перевозка ЛП осуществлялась успешно, транспортные компании регулярно проводят обслуживание рефрижераторных устройств. Для разрешения возникающих проблем в кузове устанавливаются дополнительные датчики и сложные системы регулирования охлаждения.
Другие виды оборудования «ходовой цепи»
В «холодовой цепи» помимо активного оборудования используются также пассивные устройства и оборудование для контроля. Пассивным оборудованием является изотермический контейнер, который поддерживает определенную температуру в течение транзитного времени, которое очень ограничено. Реальное время перевозки определяется условиями среды, что является одним из недостатков пассивного оборудования.
Оборудование для контроля представлено двумя видами: термоиндикаторы и терморегуляторы. В конструкции вторых имеются датчики, фиксирующие показания температуры в фургоне. Информация, записанная на данном устройстве, может быть снята только при помощи персонального компьютера, на котором установлен особый софт.
Термоиндикаторы выпускаются в виде бумажных полосок, пропитанных реактивами, изменяющими окраску при колебаниях температур. Термоиндикаторы широко применяются при перевозке вакцин, в том числе –
от COVID-19, так как они необратимо изменяются при достижении определенной температуры, что позволяет выявлять нарушения температурного режима при транспортировке.