Одной из тенденций современной логистики является расширение спектра услуг, предлагаемых клиенту.
Транспортно-логистические услуги наиболее востребованы среди представителей малого и среднего бизнеса,
использующих аутсорсинг, при котором происходит передача части функций сторонней организации.
Что такое 3PL-логистика?
Термин «PL» дословно обозначает «стороны логистики», под ним понимается оказание логистической компанией транспортно-логистических услуг. В зависимости от степени вовлечения оператора и уровня услуг данный термин дополняется цифрами:
- 1PL-логистика предполагает участие одной стороны, которой является предприниматель. Все логистические операции выполняются владельцем груза.
- 2PL-логистика является наиболее простой формой аутсорсинга, при которой логистический оператор организует транспортировку и хранение груза. Большинство современных грузоперевозчиков относятся к провайдерам данного уровня, в их распоряжении имеются автомобили и другие средства для перемещения грузов.
- 3PL-логистика отличается высокой степенью вовлеченности провайдера, оказывающего комплексные услуги. Операторы данной категории не только организуют хранение и доставку груза, но и выполняют маркировку, упаковку и перегрузку. Функциями 3PL-оператора является также информационное сопровождение клиента, оформление платежей, консолидация грузов, их возврат отправителю.
Преимущества 3PL-логистики
Каждая профессиональная
транспортно-логистическая компания стремится к развитию и предлагает клиентам услуги высокого качества. Основными преимуществами использования услуг 3PL-оператора являются:
- возможность заказчика дистанцироваться от неосновной деятельности компании;
- логистический оператор несет полную ответственность за груз, поэтому в случае его повреждения или утраты заказчик финансово защищен;
- для выполнения логистических процессов и управления операциями при 3PL-логистике применяется инновационное программное обеспечение, позволяющее существенно сократить время, затрачиваемое на их выполнение;
- перевозки грузов не ограничиваются собственными автомобилями логистической компании. Развитая транспортная сеть позволяет операторам привлекать морской, железнодорожный или авиатранспорт;
- возможность выполнения международных перевозок и оформление пакета документов оператором;
- выгодная стоимость оказываемых оператором услуг.
Какие компании могут заниматься 3PL-логистикой?
Логистические компании создаются на базе действующих организаций аналогичной направленности. Развитие операторов в данной сфере происходит через добавление новых сервисов.
3PL-
логистика грузоперевозки может выполняться компанией, которая ранее была структурным подразделением какой-либо фирмы.
Операторы третьего поколения зачастую создаются на базе следующих компаний, специализирующихся:
- на доставке товаров и продукции с использованием собственного автопарка;
- на хранении товаров, которые оказывали ранее исключительно данные услуги;
- на оказании таможенных, экспедиторских и брокерских услуг;
- на сбыте и розничной торговле.
Развитие компаний 3PL связано не только с освоением и расширением направлений работы, но и с привлечением новых клиентов.
Требования к компаниям, оказывающим услуги 3PL-логистики
Комплексное логистическое обслуживание клиентов возможно при наличии определенных материально-технических, кадровых и иных ресурсов. Для качественной работы в различных направлениях оператор третьего поколения должен выполнять следующие условия:
- арендовать или владеть объектами транспортной инфраструктуры, такими как перевалочные склады, складской комплекс, транспортные средства различной грузоподъемности. Оператор 3PL должен обеспечивать не только перемещение грузов различных категорий, но и их хранение;
- обладать транспортной сетью, не ограничивающейся пределами одного региона;
- обеспечивать быстрое выполнение таких операций, как обработка заявок, подбор транспорта и составление маршрута перевозки;
- предлагать услуги по доступным для клиентов ценам, что будет способствовать усилению конкурентоспособности.
Переход на следующий – 4PL – уровень операторов происходит при расширении функций и повышении их качества. Главным отличием 4PL-провайдера является стратегическое управление процессами, которое направлено на оптимизацию выстроенной логистической цепочки.