Необходимость внедрения весогабаритного контроля автомобильного транспорта обусловлена деятельностью недобросовестных перевозчиков, которые максимально нагружают автомобиль, в результате чего нагрузка на ось превышается. Несоблюдение данного условия приводит к тому, что качество федеральных и региональных дорог ухудшается, кроме этого, данное транспортное средство является потенциально опасным. Компании, оказывающие
транспортные услуги по России, должны соблюдать ограничения и исключать перегруз автомобиля. В частности, особое внимание должно уделяться загрузке большегрузных автомобилей:
фур, еврофур,
тралов, автомобилей для
перевозки грузов весом до 5 тонн и выше.
Автоматизированные системы весогабаритного контроля
Посты весового контроля, установленные на дорогах, позволяют решать несколько задач: предотвращать перегруз, а также выполнять правила, закрепленные в кодексе об административных правонарушениях. В новой редакции данного документа присутствует пункт, согласно которому владелец груза, перевозчик и водитель несут материальную ответственность в случае превышения габаритов и максимальной нагрузки на ось.
Системы весогабаритного контроля выпускаются в двух вариациях: мобильные и стационарные. Автоматизированная система весогабаритного контроля обладает следующими преимуществами:
- получение достоверных данных, корректировка которых невозможна, следовательно, они могут использоваться юридически;
- расчет суммы материального ущерба. Используя документы, система определяет отправную точку и выявляет с учетом размера перегруза, какой ущерб нанесен дорожному покрытию;
- определение габаритов транспортного средства;
- управление системой с единого центра;
- эффект неожиданности, так как водители не знают, где именно расположены данные системы;
- исключение элемента коррупции, так как оператор не может повлиять на достоверность данных.
Однако в период функционирования автоматизированной системы контроля в пилотном режиме выявлены определенные недостатки:
- несовершенство норм в области весогабаритного контроля, на которых основано функционирование системы. Распределение нагрузки некоторых грузов, таких как бетон, сыпучие или наливные грузы, невозможно, поэтому даже при частичной загрузке и соответствии параметрам допустимой массы система регистрирует перегруз;
- неотлаженное функционирование автоматизированной системы проявляется в получении различных результатов при взвешивании в разных пунктах.
Транспортные компании, которые столкнулись с данными проблемами, присоединились к «Объединению перевозчиков России», предлагающих властям временно приостановить работу автоматизированной системы весогабаритного контроля до устранения недостатков.
Какие данные учитываются автоматизированными системами весогабаритного контроля?
Автоматизированные системы, функционирующие в пилотном режиме, регистрируют транспортное средство, после чего определяют его габариты и вес в статике и динамике. На основании полученных данных система рассчитывает ущерб, который был нанесен в результате перевеса. Рассчитанные данные поступают в учетную запись.
Если осуществляется
доставка грузов по МО через автоматизированный пункт, то система взвешивает груз во время движения. При превышении показателей задействуются комплексы видео- и фотофиксации, не требующие участия сотрудников ГАИ.
Сроки внедрения автоматизированных систем весогабаритного контроля в России
Запуск в пилотном режиме автоматизированной системы весогабаритного контроля произошел в 1 октября 2016 года. В стране на сегодняшний день оборудовано более 74 пунктов, обеспечивающих весогабаритный контроль, из которых 25 пунктов являются автоматизированными. Внедрение системы будет осуществляться постепенно, так, к 2021 году планируется, что на федеральных и региональных дорогах будет функционировать свыше 400 автоматических пунктов.