Логистика как производственных организаций, так и транспортных предприятий пребывает на различных ступенях развития. Сегодня принято выделять четыре важных уровня развития системы логистики.
Первый уровень имеет следующие особенности: предприятия работают по сменно- суточному заданию, логические процессы на таких предприятиях немногочисленные и охватывают на нем лишь организацию хранения и транспортировки товара. Такая схема может использоваться при организации
перевозок в сельскохозяйственной отрасли,
пищевой промышленности. Подобная система считается наименее совершенной. Принцип ее функционирования – реагирование на ежедневные колебания (активный рост и падение спроса), вследствие чего происходят сбои в системе размещения различных товаров. Работа этой логической системы оценивается в суммировании транспортных расходов и других операций по распределению товаров в общей сумме оборота финансовых средств. Если владельца заботит
транспортная логистика, компания будет расти, развиваясь по спирали и совершенствуя имеющиеся логистические системы.
Развитие логистики для компаний второго уровня ощутимо отличается способом контроля над конечным количеством произведённой продукции, доставленной покупателю. Логистическая система на этом этапе включает в себя ряд определенных функций: перспективное планирование работ, своевременная информационная обработка заказов, управление запасами, складирование, эффективное обслуживание заказчиков. Сопоставление данных сметы расходов предприятия и реальность затрат помогают определить эффективность данной системы.
На предприятиях третьего уровня контроль всех производственных операций производится с момента закупки сырья, заканчивается обслуживанием конечного пользователя продукции. Добыча или приобретение в нужных объемах сырья, доставка его на склады компании, в том числе
со склада на склад, прогнозирование сбыта – дополнительные функции этой системы. Для подобных этапов производства используются различные виды логистики. Ежедневное управление предприятием или организацией не входит в работу специалиста по логистике, работа осуществляется, основываясь на данных годового плана. Работа системы оценивается путем сопоставления вложенных средств с принятым стандартом качества обслуживания.
Четвертый уровень, созданный в конце 90-х годов ХХ века аналогичен третьему, но уже с существенным изменением. Компании ведут свою деятельность на мировом рынке. На этих предприятиях логистика и маркетинг связаны одной цепью и представляют собой единый механизм, т.к. планирование логистических операций и слежение за их выполнением интегрируют со всеми маркетинговыми процессами. Обдуманное долгосрочное планирование – неотъемлемый элемент, необходимый для регулирования этой системы, а эффективность определяется с учетом требований международных стандартов.