В сфере отечественных грузоперевозок долгое время не было принято единого регламента для определения весовых стандартов. В настоящее время
транспортировка грузов автомобильным транспортом на различные расстояния требует соблюдения норм веса.
Транспортировка грузов автомобилями: регламентирование порядка перевозки грузов
В 2015 году для решения возникшей проблемы на законодательном уровне Минтрансом был разработан и принят Федеральный закон №248, регламентирующий порядок транспортировки грузов транспортными средствами различных категорий. Однако данный документ в настоящее время утратил силу.
Разработанное Минтрансом впоследствии Положение и методичка позволили конкретизировать нормы веса при грузоперевозках для каждого типа автотранспорта. В данных документах учтено региональное расположение автодорог в Российской Федерации и реализован принцип сезонности.
Нормы веса для транспортных средств в зависимости от их типа
Необходимость выделения допустимого веса для каждого типа транспортного средства обусловлена стремительным развитием ранка техники и появлением новых категорий. Положение Минтранса, регламентирующее порядок перевозки грузов, позволило на законодательном уровне закрепить понятия, которые ранее считались профессиональным сленгом, например,
тягач,
автовоз, автосцепка, тент, Jumbo.
Нормативно-правовые акты, принятые Министерством транспорта Российской Федерации, не противоречат требованиям, принятым в странах Европейского союза. Так, для транспортных средств определены следующие нормы веса:
- автомобили, специальные грузовики категории №1 могут иметь максимальный вес, составляющий 3,5 тонны;
- грузовики, тягачи, специальные ТС категории №2 имеют нормы веса в диапазоне от 3,5 до 12 тонн в зависимости от веса груза;
- автогрузовики, специальные тягачи и автомобили категории №3 включают транспортные средства массой более 12 тонн;
- прицепы и полуприцепы категории 01 имеют вес 0,75 тонны без водителя;
- прицепы и полуприцепы категории 02 имеют нормы веса в диапазоне от 0,75 до 3,5 тонн без учета водителя;
- прицепы и полуприцепы категории 03 имеют вес от 3,5 до 12 тонн без операторов автотранспорта;
- прицепы и полуприцепы категории 04 отличаются весом более 10 тонн без учета веса оператора.
Специалисты в сфере грузоперевозок отмечают, что при расчете веса товаров не учитывается различие между односкатными и двухскатными колесами. Компаниям, которыми осуществляется
автоперевозка грузов по России, для подтверждения данного факта следует изучить Приложение №2 Положения Правительства №272 от 2011 года.
Основные отличия регламентов Евросоюза и России
В настоящее время для некоторых категорий грузовиков специалистам Минтранса не удается определить стандарты веса в связи с разногласиями, возникающими с европейскими и азиатскими производителями грузового автотранспорта.
В связи с принятием ФЗ №248 применяется обновленный стандарт расчета норм веса для некоторых транспортных средств. Так, максимальный вес рефавтомобилей составляет от 2 до 20 тонн, тентованных грузовиков – до 25 тонн.
Грузоперевозки по РФ автосцепкой возможны в том случае, если ее вес не превышает 16-25 тонн. Максимальный вес для грузовиков Jumbo был определен впервые, он составил 20 тонн. Расчет нормы веса для
самосвалов, зерновозов, автовозов и других транспортных средств выполняется по индивидуальным схемам, регламентированным нормативно-правовыми актами Минтранса.