Рефрижераторная перевозка скоропортящихся грузов отличается не только необходимостью обеспечения специальных условий, но и тем, что в процессе доставки может происходить естественная убыль продуктов. Опытные
транспортные компании владеют нюансами выполнения таких доставок и организуют их в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Естественная убыль как свойство скоропортящихся грузов
Естественная убыль – это безвозвратное уменьшение количества или массы товара, произошедшее вследствие естественного изменения физико-химических и биологических свойств продукции. Данное свойство отличает скоропортящиеся грузы от других типов. Важным условием при этом является сохранение качества скоропортящейся продукции в пределах, установленных нормативно-правовыми актами.
Следствием чего является естественная убыль скоропортящихся грузов?
При хранении и перевозке скоропортящихся грузов
автомобильным транспортом могут происходить потери объема, массы или целостности груза. В качестве основных причин таких преобразований специалисты в сфере грузоперевозок называют следующие:
- усушка скоропортящихся продуктов, связанная с испарением влаги, улетучиванием или вымораживанием;
- выветривание части груза в процессе транспортировки, что наиболее часто происходит с сыпучими продуктами;
- впитывание части скоропортящихся продуктов в упаковку и тару;
- утечки продукции из-за просачиваемости упаковочного материала;
- бой фарфоровой или стеклянной тары продуктов.
Естественная убыль может возникнуть как при хранении, так и при перевозке скоропортящихся продуктов. Расчет естественной убыли в первом случае осуществляется путем сопоставления массы продукции до хранения с массой товара, фактически принятой. При перевозке скоропорта определение нормы естественной убыли осуществляется путем сопоставления указанной производителем массы и массы продукции, фактически полученной.
От каких факторов зависит естественная убыль скоропортящихся грузов?
Естественная убыль в случае автомобильной, рефрижераторной перевозки скоропортящихся грузов является неизбежной, ее норма определяется такими факторами, как срок хранения продукции, период года, климатическая зона, вместимость и тип емкости для хранения груза, а также способ хранения.
Кем устанавливаются нормы естественной убыли скоропортящихся продуктов?
Норма естественной убыли является допустимой величиной потерь скоропортящегося груза. Данный показатель утверждается в порядке, описанном в Постановлении Правительства №814 от 12 ноября 2002 года. В этом документе указано, что утверждение норм естественной убыли является обязанностью федеральных органов исполнительной власти.
Какие потери не входят в нормы естественной убыли скоропортящихся грузов?
Потери скоропортящегося груза при хранении и автомобильной, рефрижераторной перевозке, обусловленные нарушением стандартов и условий выполнения перевозки, а также повреждением тары не относятся к нормам естественной убыли. Кроме этого, действующим законодательством определено, что в данную группу не включаются потери от брака и технологического процесса.
Специалисты в сфере грузоперевозок отмечают, что нормой естественной убыли не считаются потери, произошедшие при ремонте и профилактике оборудования, в том числе
холодильного, а также выполнении операций на складах. Немаловажным аспектом является то, что аварийные потери также не относятся к данному показателю.
Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом должна выполняться в строгом соответствии с действующим законодательством, что позволяет перевозчику защитить свои интересы.
Типы скоропортящихся грузов, к которым не применяются нормы естественной убыли
Обращение товарно-материальных ценностей связано с изменением их физических характеристик. Однако
перевозки скоропортящихся продуктов штучных или фасованных товаров не попадают под нормы естественной убыли. Изменения, которые могут происходить с массой тары, не включаются в норму потерь.